Будущее деревянной архитектуры. 12 впечатляющих работ от студентов МАРШа

«Вторжение деревянной архитектуры в современный город», как прозвал студию Николай Белоусов, началось сразу с двух фронтов: технической подготовки и эмоционального самокопания.

Студентов вырвали из привычной обстановки и первое занятие устроили в московском ПТУ, где готовят столяров и плотников. Многие в первый раз в жизни поддержали настоящие стамески, киянки, ручный рубанки. Все строгали, пилили, получился такой непреходящий опыт. Дальше 1,5 месяца группа изучала клееные конструкции, новые панели, ручную рубку и ездила на производства, чтобы увидеть все технологии своими глазами.

Параллельно с этим студенты внимательно, глубоко и серьезно писали эссе на тему своего чувства дерева. Как они относятся к нему и какие вообще у них в жизни связаны ассоциации с деревом, с деревянными предметами, объемами и средой. Первые макеты и эскизы по сути были воспоминаниями очень сильных эмоциональных переживаний из жизни, которые и легли в основу проектов студентов.

Опора на чувства становится краеугольным элементом образования архитектора. Чем глубже автор сможет сначала сам поймать, а потом и передать эмоции, тем сильнее получается проект. Другая студия магистров первого года — Трансформатор от Александра Бродского — имела совсем другую тему, но в основе ее подхода и упражнений по ходу курса лежала та же эмоциональная сторона архитектуры.

Эту эмоциональность преподаватели стимулировали максимальной свободой студентов. Каждый сам выбирал свою типологию, место и задачу объекта. Но был у свободы и другой аспект, объясняет Николай Белоусов: «В конечном счете мы растим личностей, которые должны верить себе, учиться доказывать свои идеи». Отстаивать идеи учили вместе со студией Бродского — устраивали постоянные перекрестные защиты и обсуждения, проверяли те самые эмоции и как сильно действуют они на аудиторию.

Ярким примером личного переживания и эмоциональности стал проект Анвара Гарипова, который премией оценили британские партнеры школы — London Metropolitan University (LMU).

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ

Город Можга, родина деревянных линеек
Проект Анвара Гарипова

Анвар Гарипов: «Отчасти образ вокзала сложился под влиянием промышленно-сельской застройки. Её можно наблюдать в большом количестве, когда едешь до станции. Такие объекты обладают особой атмосферой и романтикой, в них ощущается что-то близкое и знакомое. Мне хотелось, чтобы люди, сойдя на платформу после долгой поездки, ощутили бы себя под крышей родного дома.

Первый интуитивный макет появился, когда функция проекта ещё не была определена. И он дал понимание, что деревянное здание — это в первую очередь конструкция. За время студии получилось приобрести то чувство, когда мыслишь одновременно и формой, и конструктивом. Пришлось придумывать множество интересных и сложных решений, добиваться того чтобы и образ, и технические детали работали вместе, взаимодополняли друг друга».

Комментарий Николая Белоусова: «В этом проекте удивительно, что Анвар смог внутри себя найти очень сокровенные переживания. Первый эмоциональный макет из сколотых кусочков показывал его глубокие воспоминания о лучших местах сокровенного детства, где он чувствовал полную свободу и раскрепощенность. И оставаясь наедине с собой на деревянном чердаке, он смог создать бескомпромиссную концепцию, обличенную в такую вот деревянную форму».

 Источник статьи